В Санкт-Петербурге, по сравнению со многими регионами России, инвестиционный климат меняется в лучшую сторону. Если взять в качестве ориентира 15 пунктов оценки состояния Инвестиционного климата, предложенного экспертами «Деловой России» и АСИ (среди них – наличие инвестиционной стратегии, утверждение плана строительства инфраструктуры, ежегодное послание главы региона о достижениях в инвестиционных планах, наличие совета по улучшению инвестиционного климата, специализированной организации по привлечению инвестиций, наличие механизмов подготовки кадров, востребованных инвесторами, системы обучения и оценки компетенции чиновников и пр.), то инвестиционная политика Санкт-Петербурга во многом соответствуют разработанным стандартам, либо приближена к ним. Тем не менее, и в городе, и в Северо-Западном регионе, и в целом в России ситуация с привлечением инвесторов сложная. Существует исследование Мирового банка под названием «Doing Business». Оно интересно тем, что сравнение проводится по 183?м странам и как раз по прямым измеримым показателям. Россия по условиям ведения бизнеса находится на 120 месте. Для сравнения, Казахстан – наш партнер по Единому таможенному союзу – на 47 месте.–?В чем же недостатки инвестиционной политики? –?Сказываются совокупность проблем: высокие налоги, административные барьеры, известная всем коррупция и непростой доступ к инфраструктуре. Основные недостатки инвестиционной политики общие для большинства регионов. Это действующая структура российской налоговой системы, неблагоприятная административная среда, несовершенная судебная система, плохая защищенность собственности, слабая инвестиционная инфраструктура, неразвитость финансовой системы, а также постоянный рост тарифов компаний естественных монополий. Кроме того, очень серьезная проблема с производственными площадями. Многим предпринимателям приходится размещать производства в арендуемых помещениях, рискуя, что арендодатель в любой момент может поднять плату, и производство станет убыточным. При таких условиях немногие инвесторы готовы вкладывать деньги даже в перспективные компании. Выходом может стать строительство в городе сети индустриальных парков. Недавно губернатор Санкт-Петербурга подписал соглашение о сотрудничестве с несколькими общественными организациями – общественным Советом по развитию малого и среднего бизнеса, «Деловой Россией» и «ОПОРой России». Там, кстати, отдельно, прописана работа по строительству индустриальных парков в нашем городе. Надеюсь, в скором будущем одной проблемой все?таки станет меньше. Также в Санкт-Петербурге еще не создано, как в других субъектах Федерации (например, Карелии, Калининграде – «Региональной корпорации развития»), структуры, которая объединила бы усилия представителей научного сообщества, общественных организаций и органов власти для повышения инвестиционной привлекательности региона, занималась бы исключительно экономическим развитием, привлечением инвесторов и созданием новых рабочих мест. Не работают в нашем городе и агентства, действующие по принципу «одного окна» и помогающие инвестору пройти все необходимые административные процедуры, сокращающие сроки всех согласований, и, соответственно, уменьшающие уровень коррупции. И хочу обратить внимание еще на одну очень серьезную проблему Санкт-Петербурга, влияющую на инвестиционный климат в городе. В силу геополитического положения Северо-Запада России, внешнеэкономическая деятельность – это специфика нашего региона. Но наш бизнес обеспокоен чрезвычайно высоким уровнем таможенного администрирования и регулирующего воздействия со стороны ФТС России. Предприятиям, связанным с внешнеэкономической деятельностью, необходимо облегчить порядок перемещения товаров через таможенную границу России, сделать порядок совершения таможенных операций более простым, быстрым, прозрачным и менее затратным. Эти меры гарантировано обеспечат улучшение инвестиционного климата в России и как следствие повышение притока капитала в страну. –?Что необходимо для искоренения перечисленных недостатков? –?Прежде всего, необходимы качественная работа правительства и постоянный диалог с общественными организациями бизнеса. Эксперты «Деловой России» ведут работу по проектам «Национальной предпринимательской инициативы» Агентства стратегических инициатив. Это не очередная декларация об улучшении предпринимательского и инвестиционного климата, а качественно новая системная работа. Новизна ее в том, что по каждому конкретному направлению: налогам, доступной инфраструктуре, строительству, таможне, электроэнергии и т.д. созданы рабочие группы, которые возглавляют предприниматели, а в состав групп входят чиновники. Таким образом, предприниматели «солируют», а госслужащие «аккомпанируют». «Деловой Россией несколько лет назад была разработана «Модельная программа по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций (улучшения инвестиционного климата) в субъект Российской Федерации». В этом документе четко прописаны основные направления работы. Для выполнения программы необходимо: создание благоприятной для инвестиций административной среды; создание подготовленной для инвестиций инфраструктуры; формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций; налоговое стимулирование инвестиций; формирование привлекательных тарифных условий для инвестиций; обеспечение поставщиками создаваемых в результате инвестиций производств; кадровое обеспечение инвестиций; стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств. В ряде регионов между Администрациями и «Деловой Россией» были подписаны соглашения о реализации данной программы. В Санкт-Петербурге подобного соглашения пока нет… –?Может, для привлечения инвестиций не хватает законодательной базы? –?Что касается законодательного обеспечения инвестиций, на мой взгляд, основная проблема заключается не в избытке или нехватке нормативно-правовых актов, а в отсутствии стройной системы законов об инвестиционной деятельности. Как только подобная система появится – часть ныне действующих законов будет упразднена, другие, наоборот, добавятся. Отсутствие до конца проработанной законодательной базы влечет за собой и повышенные риски для инвесторов – в первую очередь угрозу лишиться своей собственности по надуманным причинам – где?то связанными с криминалом, где?то с административным произволом. И кстати, для улучшения административной среды, «Деловая Россия» предложила ввести персональную ответственность чиновников за принятые решения – причем не только руководящего, но и среднего звена. –?В какие регионы охотнее всего приходят инвесторы? –?Москва и Санкт-Петербург будут сохранять высокий интерес у инвесторов. Но и в некоторых регионах проводят комплекс активных мер, направленных на привлечение инвестиций. Среди них – Республика Татарстан, Калужская, Липецкая, Ульяновская, Свердловская области. Думаю, создаваемая Автономная корпорация развития Сибири, получающая масштабные льготы, также сможет существенно повысить инвестиционный рейтинг Сибирского округа. В тоже время, считаю неправильным рассматривать Россию, ее регионы, отдельно от других стран. Возьмем нашего партнера по Единому таможенному пространству – Республику Казахстан. Инвесторы туда идут охотнее. Более того, многие наши предприниматели переводят туда свои производства по одной причине – в Казахстане выгоднее производить! В России НДС – 18?%, в Казахстане – 12?%. У нас социальные налоги доходят до 36?%, там всего 21?%. Поэтому если Россия не хочет проиграть борьбу за инвестиции в страну, то налоги надо понижать. «Деловая Россия» предлагает правительству провести «налоговый маневр» – установить на уровне 15?% три основных налога на производство – налог на прибыль, социальные страховые выплаты и НДС. Такая мера не приведет к дефициту бюджета – деньги можно вернуть за счет других источников – например, увеличения НДПИ на газ, повышения акцизов на алкоголь и табачные изделия и пр.. –?Что можно сказать о роли малого бизнеса в инвестиционном процессе? –?В Санкт-Петербурге реализуется ряд крупных инвестиционных проектов – они известны – это и «Северный поток», и строительство комплекса «Балтийская жемчужина», автомобильных заводов и т.д.. Интересные проекты существуют. Другое дело, участие в крупных инвестиционных проектах компаний малого и среднего бизнеса. К сожалению, у нас доля малого и среднего бизнеса, работающего в перерабатывающем секторе экономики крайне низка, их участие в крупных проектах ограничено, так как предприятия-монополисты привыкли иметь дело со своими аффилированными компаниями.
Ниже налоги, больше инвестиций
Добавить комментарий